жузы

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Три основных племенных союза (Старший, Средний и Младший), сложившиеся в виде обособленных феодальных владений в Казахском ханстве на рубеже XV–XVI вв. и ознаменовавших завершение процесса этногенеза казахской народности. В дореволюционной российской историографии вместо слова «жуз» неправильно применялся термин «орда». Слово «жүз» означает «часть», сторона».

В Казахстане уже с древних времен определились три географически-хозяйственных региона, значительно обособленные друг от друга: Семиречье, Центральный и Западный Казахстан. Каждый из них включал зимние и летние пастбища (қыстау и жайлау), на которых кочевали определенные роды. Каждый район был связан и с определенными оседло-земледельческими оазисами. С глубокой древности в этих районах обитали крупные племенные союзы, являвшиеся далекими и близкими предками казахского народа. Таким образом, в силу этой прочной традиции, каждый из жузов, объединявший группу казахских племен, занимал географически и хозяйственно район, который еще до образования казахских ханств и казахской народности являлся территорией племенного союза.

В Семиречье образовался Старший (Большой) жуз. К северу от него, в районах Сыр-Дарьи, Каратау и Мойынкумов, с летовками по притокам Тобола, Ишима, Нуры, Сарысу и в степных районах Центрального Казахстана образовался Средний жуз. Младший жуз сложился в Западном Казахстане. Несмотря на образование в начале XVI в. сильного Казахского ханства во главе с Касым-ханом, в Казахстане, в силу объективных исторических причин, не сложилось прочное централизованное государство.

Первое упоминание о делении казахов на жузы содержится в донесении М. Тевкелева (1731 г.): «Киргиз-кайсацкая орда состоит в 3-х частях, а именно: Улюз, Оретаюз, Кичиюз (Большая, Средняя и Малая орда)».

В работах исследователей последующего времени этому вопросу уделялось много внимания, и, что примечательно, стали привлекаться в научный оборот казахские народные предания, в которых объяснялось происхождение своего народа и образование трех жузов.

Так, А. Левшин приводит предание о том, что во владении некоего хана Алаша стали рождаться «пегие или чубарые люди, «называемые (должно быть от оспы) ченчак «рябые». Хан повелел лишать жизни матерей, у которых появятся такие дети, но и у любимейшей жены его родился пегий сын. Хан сохранил матери и ребенку жизнь, но велел отправить их в степь, «дав в утешение кырк-гыз, т. е. 40 дев», от которых «произошло потомство и народ киргизы».

Н. Аристов видел в этой легенде указание на образование собирательного названия Младшего жуза – «Алшын» (от «ала» в значении «пестрый», «витилиго» + суф. мн. ч. «шын».

Г. Потанин записал другое казахское шежире (опять же в Младшем жузе), согласно которому предком казахов является некий Котан. Сын хана, которому служил Котан, ушел «казачить» в степь за Сыр-Дарью. Хан, скучавший по сыну, велел Котану послать за ним три сотни (жуз в казахском языке означает и «сто»), давшие начало трем казахским жузам. Первую сотню возглавил старший сын Котана – Уйсун (эпоним Старшего жуза), которому так понравилась привольная жизнь в степи, что он остался там навсегда. Вторую сотню возглавил средний сын – Булат (аргынский Средний жуз), который также последовал примеру старшего брата. Третий сын – Алшин стал родоначальником Младшего (алчинского) жуза.

Сходное предание, связанное с именем Алаш-хана и трех его сыновей: Байшоры, Джаншоры и Карашоры, приводит и Н. Гродеков. По другому преданию, записанному им в Чимкентском уезде, повествуется, что некогда жили два брата Могул и Татар, и что первый из братьев, Могул, является родоначальником казахов. После сражения казахов с татарами от могулов осталось лишь три сотни, которые и стали называться тремя жузами.

Как видно из приведенного материала, народная генеалогия не дает точного ответа на вопрос о происхождении жузов, но в ней подчеркивается главная объединительная идея, которую впервые в исторической науке четко сформулировал замечательный казахский ученый-востоковед Ч. Валиханов – «Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкие орды составляют один народ – «казак».