туленгуты

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Немногочисленные этносоциальные группы, образовавшиеся в процессе феодализации казахского общества из числа обедневших слоев общинников и военнопленных, обращенных в рабство.

В условиях постоянных феодальных усобиц многие простые скотоводы прибегали к покровительству какого-либо султана, на свой скот ставили султанскую тамгу, и он условно считался принадлежащим султану. Покровительствуемый уже не считался подчиненным роду, скоро терял свое родовое имя и назывался туленгутом. За покровительство, оказываемое султаном, туленгуты обязаны были поддерживать его в междоусобной борьбе, выставлять воинов, сборщиков налогов, защищать его.

Происхождение термина «туленгут», по Н. Аристову, относилось к первой половине XVIII в., когда казахские ханы и султаны проводили частые набеги на Алтай, где находились кочевья теленгитов (этнической группы современных алтайцев, известных в русских источниках под названием «белых калмыков»), вассалов Джунгарского ханства, и забирали их в плен, превращая в своих рабов и дружинников. От них, по его мнению, и произошло слово «туленгут», означающее в казахском языке человека без роду и племени, ханского нукера и прислужника.

С присоединением Казахстана к России, и особенно со времени отмены ханской власти в казахской степи, туленгуты из социальной прослойки постепенно превращаются в родовые группы. Этот процесс хорошо прослеживается в родословной Среднего жуза, приведенной М. Чормановым Г. Потанину. Согласно ей, прародитель туленгутов признается восьмым сыном легендарного предка всего Среднего жуза – Акжола, пусть и от незаконной жены, но зато в числе его единоутробных братьев фигурируют родоначальники таких значительных племен жуза, как керей, уак и таракты. Этим четверым братьям приходилось прислуживать четверым старшим, рожденным «законной» женой. По преданию, эпоним рода «Туленгут пас лошадей с пикой в руке для отражения барантачей, отчего его тамгой является найза (пика)».

Аналогичный процесс происходил и на крайнем западе Казахстана, в Букеевском крае, где прослойка туленгутов составляла значительный процент населения.