тамга

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Слово «тамга» (по-казахски «таңба»), тюркско-монгольское по происхождению, в языках этой группы имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В ходе татаро-монгольской экспансии XIII-XV вв. данный термин получил распространение в завоеванных странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Очевидная популярность данного термина в тюрко-монгольской среде, откуда он и был заимствование в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все еще далеки от разрешения.

К достаточно хорошо изученным и документированным относятся тамги казахских родов Старшего, Среднего и Младшего жузов (Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX– начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с.). Формирование казахской тамговой системы относится к эпохе средневековья, существует она и поныне. Казахские тамги геометричны, структурно просты; их число сравнительно невелико, примерно соответствуя количеству родов (племен). Они являются коллективными знаками: все члены одного рода имеют одну тамгу. Близкие к тамгам знаки, разнообразные по форме и, очевидно, различные по природе, были известны на территории Казахстана и в I тыс. до н.э.; их наносили, в частности, на керамические сосуды разного назначения до или после обжига.

Казахская традиция связывает происхождение тамг с деятельностью хана Тауке, составителя степного уложения "Жеты Жаргы", в котором дословно говорится о том, что каждый казахский род должен иметь собственную тамгу. Общетюркская традиция возводит распределение имен родов, их тамг и уранов (боевых кличей) к легендарному Огуз-хану. Однако надо помнить, что часто устные исторические традиции, выраженные в казахских шежере, преследовали цель утвердить право на земли и возводили свои корни к легендарным предкам, жившим именно здесь. Однако в народной традиции сохранились и более древние пласты - следы упоминаний о животных-покровителях и предках - тотемах. Здесь наблюдается большое разнообразие и представлен не только традиционный волк (Бори), но и ворон (Карга), верблюд (Бура), Цапля (Тырнаклы), Пегий или Гнедой конь (Айгыр), а также мистические - Черная рыба (Карабалык) и Красный червь (Кызылкурт).