ысты

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Один из древних и основных родов Старшего жуза. Уран «Жауатар», тамги: (көсеу), (шылбыр).

Первое упоминание о нем дается в «Истории» Фахреддина Мубарекшаха (XIII в.). Следующее сообщение о племени ысты относится к 1748 г. (в списке родов Старшего жуза), где оно отмечается в числе 10 родов как «сты оуйсун». Племя ысты фигурирует также в первом списке султанов, биев и почетных казахов Старшего жуза 1845 г., где впервые указываются и два основных его подразделения: ойык и тлик.

О древности племени убедительно свидетельствуют устные народные генеалогические предания, согласно которым родоначальник племени по имени Ысты являлся внуком Байдибека, который сам был правнуком легендарного Уйсуна – прародителя всего Старшего жуза. Здесь содержится ясное указание, что предки ысты входили в конфедерацию древних усуней, известную по китайским источникам III в. до н.э.

Показательно и другое народное предание, в котором говорится о происхождении названия племени, где, наряду с фольклорными мотивами, звучат отголоски реальных исторических событий и этнических взаимосвязей ысты с другими казахскими племенами. Один из родоначальников ысты по имени Жанас (сын Ойсыла и внук Бахтияра) берет в жены девушку из племени конрат по имени Жупар, и вскоре у них рождается сын. Однако отец младенца вскоре погибает от рук нукеров хана Джанибека. Молодая вдова, опасаясь за жизнь сына, бежит под защиту сильного и многочисленного племени дулатов. Здесь сироте часто приходится помогать старшим при разжигании очагов. Он был постоянно в саже («ыс»), отчего его и прозвали «Ысты», т.е. «испачканный копотью» (здесь еще обыгрывается тамга племени «косеу», с казахского – «кочерга»). Эти события в судьбе племени получили отражение в фольклорной фразе – «сын черного лихолетья Ысты» («қара күннің баласы Ысты»).

Данная легенда интересна не только фактами этнического родства с другими казахскими племенами Южного Казахстана (Ысты становится приемным сыном Байдибека – родоначальника дулатов, албанов и суанов, женится на дочери бая конратского племени. Тамга «косеу» происходит от тамги племени канглы, что позволило еще Шакариму выдвинуть гипотезу о происхождении ысты от канглы).

Здесь же названы какие-то трагические события, произошедшие в Дешт-и Кыпчаке во времена правления «жестокого хана Джанибека», который, судя по имени, мог быть как золотоордынским ханом, так и первым казахским ханом. В правлении и того, и другого кочевое сообщество степи претерпело, как это известно из исторических источников, большие и глубокие потрясения, вызвавшие миграцию многих племен и объединение их в новые родовые структуры.

Племя ысты делится на две основных родовые группы – ойык и тлик.

Традиционные кочевки племени ысты в дореволюционный период находились в долинах рек Или, Чу, Талас и Арысь.

По сельскохозяйственной переписи 1895 г., в Верненском и Аулиеатинском уездах начитывалось 1500 семейств племени ысты, в Чимкентском – 3500. По подсчету М. Тынышпаева, ысты было в Верненском уезде – 10 тыс. чел., в Аулиеатинском – 20 тыс. чел., в Чимкентском – 20 тыс. чел., а всего 50 тыс. человек.