кайшылы

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Крупная родовая группировка племени сиргели. Свою родословную возводит к Сырымбету и далее по восходящей линии Отеп-батыр ⇒ Тобеке-батыр ⇒ Ойсыл (брат Уйсуна).

Существует интересная народная легенда, объясняющая этимологию названия кайшылы, т. е. буквально «имеющие тамгу в форме ножниц», и степень их родства с одноплеменным родовым подразделением, входящим в состав джалаир.

Старшая жена Сырымбета Избеке-байбише, происходящая из племени джалаир, служила во дворце Джанибек-хана в качестве золотошвеи, где за свое искусное мастерство получила почетное прозвище «алтын кайшылы» («золотые ножницы»). На руках у Избике-байбише было два малолетних сына Нан и Тола. Когда во время дворцовых смут погибает ее муж Сырымбет, Избике, опасаясь за жизнь сыновей, осылает Толу к своей родне (от него ведет свое начало род кайшылы у джалаиров), а сама с Наной на руках уходит в кочевья мужа (от Наны идут сиргели – кайшылы). От Наны рождаются 2 сына – Саукым и Сопы. От Саукыма – Бокей, Бокис, от Сопы – Жылкелди и Кошек, от которых в свою очередь идут широкие ответвления этой родственной группировки (среди них наиболее значительные – андакходжа, наурыз, темир, сырлыбай и др.).

Сохранились в народной памяти кайшылы и события годов Великого бедствия, когда им пришлось покинуть родные пастбища Каратау и вместе с кошем, возглавляемым Толе-бием и акконырдек Каранай-батыром, искать убежища от врагов в Джидели Байсыне (Южный Узбекистан).