сиргели

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из древнейших и крупных племен Старшего жуза. Уран «Тоғанас», тамги , (сiрге тамга).

По родословным, родоначальником его является Сиргели, брат легендарного Уйсуна – предка всего Старшего жуза. Оба они сыновья Бахтияра, имя которого стало родовым ураном – кличем сiргелi.

Первое упоминание о сиргели мы встречаем в «Михман наме-и Бухара» Рузбехана (XV в.), который писал, что племя сиргели летом кочует на берегах Итиля (Волги) в Ногайской Орде, а на зимовки уходит на Сыр-Дарью, в район Туркестана. Сиргели были отмечены в числе родов и племен, откочевавших из улуса Абулхаир-хана вместе с султанами Жаныбеком и Кереем, основателями Казахского ханства.

На древность и автохонные корни племени указывает и тот факт, что среди племен и родов всех трех казахских жузов сиргели являлись, пожалуй, единственным племенем, которое считало своим родовым покровителем и духовным пиром-наставником легендарного Коркут-ату – патрона казахских баксы и музыкантов-кобызистов, а также главного персонажа одноименного эпоса многих тюркских народов Центральной Азии и Ближнего Востока.

Название племени, как и его тамги, идет от названия специального приспособления «сiрге», одеваемого на голову жеребятам, чтобы они не могли сосать матку.

В одном из преданий дается следующее объяснение происхождению названия. Один из предков племени, будучи мальчиком-сиротой, победил в конноспортивном состязании – кокпаре, оседлав своего единственного жеребенка, которого отучали от матки («сіргелі тайға мінген бала»). За потомством этого мальчика и закрепилось это прозвище.

По В. Радлову, сирге означает серьги. По Гродекову, у сиргели есть еще три тамги , и , последняя именуется курайтамга (т.е. в виде сорной травы курай).

Одной из наиболее полных и точных родословных племени сиргели является родословная, записанная Н. Аристовым со слов бия Старшего жуза Дикамбай-батыра в конце XIX в. Согласно ей, сиргели состоит из 8 подразделений: айтбозым, байжигит, батырлар, елибай, жанабай, карабатыр, торттамгалы, уштанбалы. Современные исследователи к ним добавляют еще роды: акконырдек, аксирак, бодене жайдак, жанай, кайшылы, караконырдек, карасирак, кулшыгаш, тутамбалы, шалдар. Однако среди самих сиргели еще сохранились старики-аксакалы, блестящие знатоки родословного древа своего племени, которые легко объединяют все вышеуказанные подразделения в рамках четкой классификационной схемы, в основе которой лежат четыре крупные родовые группы: байулы-сиргели, кайшылы, тутамбалы и уштанбалы.

Каждый из родов сиргели, помимо общеплеменного урана, имел еще свой родовой клич: елибай – Елибай, торттамгалы – Акшабдар, айтбозым – Байтемир, батырлар – Еспулат, жанабай – Жанабай и т.д.

В начале XX в. в Сыр-Дарьинской области проживало 7000 семей сиргели, в Ташкенском уезде – 1410, остальные в Аулиеатинском. По данным известного казахского исследователя М. Тынышбаева, в 1917 году всего сиргели насчитывалось 70 тыс. человек.