шанышкылы

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из крупных и основных племен Старшего жуза. Уран «Айрылмас»; тамги, (шанышкылы).

Большинство исследователей считают шанышкылы выходцами из тюрко-монгольского племени катаган, ведущего свое начало от Бука-Хатаги, старшего сына мифической праматери всех монголов Алан-Гоа. Племя шанышкылы (катаган) пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов. Не случайно, что в родословных казахов Шанышкылы считают сыном старшего сына родоначальника всего Старшего жуза – Уйсуна и братом Канглы.

Первые сведения об шанышкылы относятся к XVII в. Ч. Валиханов пишет: «Шанышкылы отделились от орды после смерти хана Ишима (жившего около 1630 г.), теперь вместе с родом Средней Орды конгратом кочуют большей частью в горах Каратау и по р. Талас». Сегодня установлено точно, что катаганы-шанышкылы составляли основную силу казахского хана, владетеля Ташкента Турсун-хана, который в 1628 г. в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. Именно после этого трагического события некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шанышкылы (от названия тамги «шанышкы» – «острога») влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и кыргызов.

Эти исторические данные подтверждаются и устными казахскими генеалогическими преданиями. Так, по одному из них, предок племени Айырлмас-батыр (его имя стало ураном шанышкылы) был полководцем в войске хана Турсуна. От жены из племени канглы у него было два сына – Кулназар и Ерназар. После разгрома ханства Турсуна отец отправляет младшего сына в кочевья канглы (нагашы журт), где он находит спасение от мести Есим-хана. От Ерназара рождается сын Амрекул, прославившийся своим мастерским владением пикой в боях против джунгарских захватчиков. Тогда-то он и получает боевое прозвище-лакаб – «шанышкылы» («колющий», «нанизывающий врагов»), которое переносится затем на его потомство, а графическое изображение пики становиться тамгой племени.

У Шанышкылы рождаются четыре сына – Бектау, Даркан, Коркоба, Санырау, от которых пошли основные родовые подразделения племени: бектау, даркан, коркоба и санырау.

В конце XIX в. шанышкылы проживали в основном в Ташкентском, Чимкентском, Верненском и Капальском уездах. Всего их, по сельскохозяйственной переписи, насчитывалось около 10 тысяч семейств.

По данным М. Тынышбаева, в 1917 году шанышкылы вместе с канглы насчитывалось около 10 тыс. человек в Верненском уезде, 20 тыс. человек в Аулиеатинском, 160 тыс. человек в Ташкентском уезде, всего 190 тысяч человек.