сары-уйсун

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из основных племен Старшего жуза. Уран «Байток», тамга .

Племя сары-уйсун ведет свое начало от древних усуней Семиречья, сыгравших огромную роль в этнической истории казахского и многих других народов Центральной Азии.

Первые сведения об усунях содержатся в китайских письменных источниках III в. до н. э., в которых указывается, что они входили в сакский племенной союз. В середине II в. н. э. усуни полностью господствовали в долине реки Или. Имя «уйсун» упоминается в тексте древнетюркского памятника в честь Тоньюкука. Об уйсунях писал мусульманский историк Рашид-ад-Дин.

В современной науке древних уйсунов без всяких колебаний причисляют к тюркоязычным народам, хотя Ч. Валиханов в свое время писал, что казахи Старшего жуза, по преданию, происходят от монгольского народа уйсунов и родоначальником своим считают Майкы-бия, современника Чингисхана.

В описании родоплеменного состава казахов Старшего жуза, составленном в 1748 г., отмечается: «В Большой Орде 10 родов, все генерально называются оуйсюн».

Более полнее и достовернее пишут архивные источники второй половины ХIХ в. Здесь прямо указано, что «Большая уйсуньская орда» состоит из 2 главных поколений – абак и тарак. Среди первых (абаков) мы находим – сары-уйсунов, где их родословие указывает на их старшинство: Сары-уйсун ⇒ Байдибек (от старшей его жены) ⇒ Караша бий ⇒ Аксакал (абак-тамга) ⇒ Уйсун ⇒ Майкы ⇒ Тобей.

Эти данные подтверждаются и родословной бия рода ботпай Дикамбай-батыра (ум. в 1876 г.), записанной Н. Аристовым. В ней указывается на старшинство сары-уйсунов среди других племен, потомков внука Уйсуна – Байдибека, поскольку их родоначальник родился от старшей жены Байдибека – Сары-Байбише.

О происхождении сары-уйсуней говорится и в народной поэтической легенде, в которой повествуется об одном из родоначальников племени и, что примечательно, дается народная этимология слова «?аза?».

Калча-Кадыр, военачальник некоего завоевателя, проходившего через казахскую степь, отстает от войска. От жажды и голода он близок к смерти, но его спасает спустившаяся с неба пери в виде белой гусыни («?аз а?»). Потомки этой супружеской пары стали носить имя своей праматери – «Белой гусыни», т.е. ?аза?.

В родовой структуре племени потомки Калчи (Калшы) и его брата Жакыпа составляют два его основных крыла – жакып и калша.

В свое время Н. Аристов, опираясь на собственное толкование приведенной легенды о Калче и сравнительный анализ по этнонимике казахов Старшего жуза и кыргызов, выдвинул предположение о кыргызском происхождении сары-уйсунов. Против этого решительно возражал казахский ученый-лингвист С. Аманжолов, также критиковавший гипотезу разделения уйсунов на монгольских и кыпчакских, высказаную ранее Н. Аристовым. «В устах казахов всех трех орд (жузов)», – писал он, – «слово «уйсун» является олицетворением всех родов и племен Большой Орды. Нет и не было уйсунов собственно монгольского происхождения, а были одни тюрки-уйсуны, основная масса которых еще до нашей эры занимала районы Семиречья».

Столь же противоречива этимология слов «уйсун» и «сары-уйсун», предлагаемая исследователями. Профессор Березин высказал предположение, что ушин, укушинь выводятся от монгольского «укук» – «связка прутьев». Г. Потанин предлагает два чтения этого этнонима – «летучая мышь» или «девять рыжых».

По данным 1860 г., сары-уйсуни проживали в Сарытаукумской волости Верненского уезда (1200 кибиток), небольшие группы – в Чимкентском и Аулиатинском уездах. По сельскохозяйственной переписи 1897 г., их численность достигла 1700 кибиток. По подсчету М. Тынышпаева, в 1917 году в Джетысуской области сары-уйсуней насчитывалось 10 тыс. человек.