канглы

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из древнейших племен Старшего жуза. Ураны «Байтерек», «Айрлмас»; тамги (косеу), (шылбыр).

Этноним канглы восходит к топониму Канг, местности в среднем и нижнем течении Сыр-Дарьи, где в 125 г. до н.э. – 270 г. н.э. существовало государство Кангюй (в китайской транскрипции), население которого по культуре и языку было близким к сакам и хорезмийцам. В VI в. Кангюй был завоеван тюрками. В 712 г. здесь упоминаются кенгересы (вариант – кангары, «мужи канга»), ставшие ядром печенегов. В IX в. Кангюй захватывают огузы, в XI в. – кыпчаки, с которыми оставшаяся часть кангар, смешавшись, образует народность канглы. Так, арабский историк XIV в. Ибн-Халдун в составе кыпчаков отмечает племя кангароглы.

В начале XIII в. канглы играют важную политическую роль при дворе хорезмшахов. После разгрома Хорезма монголами часть канглы ушла на запад, часть вошла в состав многоплеменного населения улуса Джучи (о племени канглы в Золотой Орде упоминается у Плано Карнини и в «Истории Фахррредина Мубаракшаха» XIII века). Известный восточный хронист Рашид-ад-Дин, сообщая нам о канглы, приводит интересную легенду о происхождении этого названия от слова телега (канг), производством телег славились мастера этого племени. Об этом позже пишет и Абулгази в своей «Родословной Туркмен».

Начиная с первой четверти XVIII в. племя канглы начинает фигурировать в русских письменных источниках. М. Тевкелев в своих списках казахских важнейших родов называет их канглы-уйсун, где уйсун – собирательное обозначение племен всего Старшего жуза.

О древности племени канглы красноречиво свидетельствуют и дошедшие до наших дней устные родословные – шежире, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Одна из таких родословных впервые была записана Ч. Валихановым, согласно которой родоначальником канглы был Когам, сын Тобея (легендарного предка всего Старшего жуза). По родословной Н. А. Аристова, записанной в конце XIX в. со слов знаменитого бия Старшего жуза Дикамбая-батыра, Канглы был сыном Майкы, т.е. брата Когама. Но это принципиально не важно, ибо в том или ином случае канглы по старшинству стоят рядом с уйсунами, что подтверждают слова древней китайской хроники Цянь-ханшу: «Или – древняя страна усуней, и страна эта на севере и западе примыкает к канцзюй (кангюй)». Не случайно Н. Аристов считал, что «Большая Орда» казахов «составилась главным образом из древних племен канглы и дулат». Он также полагал, что канглы компактной группой сохранились лишь у казахов.

Однако казахские родословные доносят до нас сведения о соплеменниках канглы в составе узбекских и каракалпакских народов. Так, по одному из преданий, у прапредка канглы – Когам бия, были 2 правнука – Байконыр и Байтерек. Дети первого – Ыргакты, Куысканды, Жаунсанды и Каркаралы составили ядро узбекских и каракалпакских канглы, а потомство от второго образовало два крыла казахского племени канглы – кара-канглы и сары-канглы. Остается добавить, что этническая группа канглы имеется и в составе башкир (актау канлы, идель канлы), ногайцев (канлы, иргаклы) и кыргызов (канды).

Согласно документам царской колониальной администрации, канглы (бадрак-канлы, капсан-канлы, кара-канлы, кызыл-канлы, сары-канлы, шанышкылы и др.) на рубеже XIX–XX вв. проживали двумя компактными группами: в долине р. Или, на Алтын-Эмельской возвышенности, в верховьях р. Сыр-Дарьи и в Ташкентской области. По данным сельскохозяйственной переписи 1897 г., канглы и шанышкылы насчитывалось 78 тыс. человек, из них около 20 тыс. человек приходилось на илийские и сыр-дарьинские группы.