таракты

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Крупный род казахов Среднего жуза, название которого происходит от родовой тамги в виде гребня («тарак»).

Происхождение рода неизвестно. «Кто их предки, – писал Шакарим в своей «Родословной», – никто толком не знает. Есть слух, что Таракты – старший брат Аргына». И действительно, одни исследователи родоплеменного состава Среднего жуза причисляют его к аргынам, другие – к уакам, а третьи говорят о таракты как о самостоятельном роде.

Как следует из генеалогических преданий самих таракты, своим первопредком они считают прижитого сына Аргына (эпоним племени аргын) – Таракты, который получил прозвище «Аргынын ноқта ағасы» («названный сын Аргына»).

По легенде Мусы Чорманова, таракты (вместе с кереями, уаками и туленгутами) произошли от незаконной жены легендарного основателя Среднего жуза – Акжола. В силу своего низкого происхождения «Таракты чистил лошадей, почему его тамгой служит тарак (гребень)».

Н. Аристов, анализируя эту легенду, справедливо подметил, что уаки и таракты попали в незаконные по малочисленности и неизвестности происхождения.

Первым исследователем, попытавшимся разобраться в генеологических связях таракты, был Н. Аристов. В частности, он высказал весьма интересную мысль о родственности таракты и племени Младшего жуза табын, ссылаясь на общность их тамги «тарак». В список «родственников» таракты современными исследователями казахских шежире (Ж. Байсенбайулы и др.) были добавлены тама (Младший жуз) и джалаиры (Старший жуз), имеющие аналогичную тамгу. Примечательно, что все эти племена, особенно джалаиры, занимали почетные места в иерархической лестнице родов своих жузов (сравни, у каракалпаков род таракты входил в племя кият, правящий род у древних монголов, из которого происходил сам Чингисхан). Обращает на себя внимание и почти полное графическое совпадение начертания тамги «тарак» с общей тамгой торе-чингизидов .

Основываясь на этих фактах, можно осторожно предположить, что тюркские племена и роды, имеющие тамгу в виде гребня, произошли от средневековых джалаиров (потомков правящего рода «яглакаров» в Уйгурском каганате, по Ю. Зуеву), выдвинувшихся при Чингисхане и традиционно входивших в правящую военную элиту завоеванных монголами стран. Возникает резонный вопрос: почему же тогда в родословной «табели о рангах» Среднего жуза носители этой тамги занимали приниженное место «незаконных сыновей»?

Ответ на этот вопрос, как мы считаем, действительно кроется в «малочисленности» и «неизвестности происхождения» таракты, в которых можно увидеть небольшой осколок некогда могущественной «джалаировской орды» XV в. с центром в г. Ходженте, разгромленной Тимуром по причине «измены» ее предводителя Адиль-шаха, примкнувшего в качестве беженца к аргынам Сары-Арки во время скитаний последнего по Дешт-и Кыпчаку и Могулистану в поисках убежища от гнева «Железного хромца». Косвенным под тверждением нашей догадки может служить и тот факт, что башкирские табыны (составляющие 8,8 % этого народа), являющиеся ветвью табынов Западного Казахстана, сохранили в своей родовой памяти имя Майкы бия как своего прародителя. Как известно из знаменитой родословной Дикамбай-батыра (ум. в 1876 г.), Майкы бий был прадедом и первопредка джалаиров Жансакала (Жансакал ⇒ Уйсун ⇒ Бахтияр ⇒ Майкы бий).

Согласно родословной Шакарима, таракты состояли из 12 колен (он екі ата таракты): али, апай, атей, богеш, булдырык, елеуке, жашы, когедай, косанак, кыдыр, сары, токтаул.