кыпчак

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из основных племен казахов Среднего жуза. Уран «Ойбас», тамга (косалип).

Этноним кыпчак восходит к мусульманскому наименованию племен, обитавших в Великой степи, раскинувшейся от среднего течения Дуная до верховьев Оби. В древности эта территория называлась Дешт-и Кыпчак (с персидского – «кыпчакская степь»).

О происхождении этого этнонима (и этноса) наиболее предпочтительной является версия, возводящая кыпчаков к племени сир-тардуш, союзников орхонских тюрок (683–745 гг.), упоминаемых в надписи Тоньюкука как «тюрки-сиры». Их еще называли «тюрки-кыбчаки» (от древнетюркского «кыбчак» – неудачник), прозвище, данное за их неудачи в войнах за верховную власть. Термин «сир» близок слову «сары» (дословно «желтый», что означало «центральный»). Калька со слова «сары» на древнерусском языке – «половец» («половый» – цвет соломы), варианты его – сары-кубан, куман («песочный») дали название кыпчаков в европейских языках – куманы. Не случайно, что степи к северу от Сыр-Дарьи, где в VIII–XII вв. обитали «сары», и в настоящее время называются Сары-Аркой.

В XI–XII вв. кыпчаки (сары) входили в состав государства кимаков, установив затем свою гегемонию в степях до границ Рума (Византийская империя). Кыпчаки обладали большим влиянием и в государстве хорезмшаха Мухаммеда (1200–1220 гг.). Политически кыпчаки были разобщены, чем воспользовались монголы, разгромив их в длительной войне (1219–1237 гг.). Часть кыпчаков погибла, некоторые мигрировали в горы Кавказа и Крыма, на Балканы и в Венгрию, большая же часть была покорена монголами и составила основное население Золотой Орды, ассимилировав завоевателей (ал-Омари, XIV в.), но потеряв общий этноним. Кыпчаки были основой войска Тохтамыш-хана, ведшего войну с Тимуром.

Академик А. Маргулан пишет, что в XIII–XV вв. кыпчаки составили основное ядро казахского народа.

Иную точку зрения в свое время высказал С. Аманжолов, который, основываясь на низком процентном соотношении кыпчаков в составе казахского народа, высказал сомнение в том, что «собственно кыпчакское племя в период образования казахского народа сыграло ведущую роль». Сегодня этот тезис казахского лингвиста вновь поднимается в работах некоторых современных российских исследователей.

Однако, как бы это ни было, «кыпчакский» пласт весьма ощутим в этнической картине многих племен и родов казахских жузов. На это обратил внимание еще Н. Аристов. Так, сопоставляя названия племен средневековых кыпчаков (по сочинениям Бейбарса и Ибн Халдуна) с казахскими генеонимами, он провел прямые параллели от древних токсаба («токсобичи» – в русских летописях) к кызылкуртам Младшего жуза, от дурутов к тортоулам аргынов, от бурджоглы к аргынскому роду боршы, от анджоглы к канжигалы, от канглуоглы к канглы.

Сегодня этот список этнонимических совпадений можно значительно расширить. Достаточно сослаться на работу того же С. Аманжолова, где в разделе о кыпчаках дается впечетляющая панорама их участия в этногенезе казахских племен и других братских тюркоязычных народов.

Согласно казахским народным родословным, родоначальником кыпчаков называется Актам сопы (Актан кожа), по некоторым источникам, происходящим от караханидских ходжей. По-видимому, здесь на родословную наложился отпечаток суфийской традиции, когда во главу рода ставился его духовный наставник – пир. От Актам-сопы по нисходящей линии Кыпчак би ⇒ Сулималып ⇒ Кобекалып ⇒ Сарыабыз и от него четыре сына: Кытай-Кыпчак, Кулан-Кыпчак, Кара-Кыпчак и Сары-Кыпчак.

Самой разветвленной среди казахов является группа кара-кыпчак, включающая в себя роды бултын, карабалык, колденен, торайгыр, узын. К кулан-кыпчак причисляют себя роды бугаз, кайдауыл, кырымкожа и пусырманкул. Поколения, идущего от кытай-кыпчаков и сары-кыпчаков, в Среднем жузе не осталось, если не считать упоминаемого В. Радловым рода кытайбак, но они имеются во многих родовых объединениях узбеков, ногайцев, каракалпаков, башкир и казахов Младшего жуза. Уран кыпчаков Среднего жуза – «Ойбас» происходит от имени Ойбас-батыра (Айбас-батыра), сына знаменитого кара-кыпчака Кобланды-батыра, героя одноименного эпического произведения, созданного в золотоордынское время.

По данным сельскохозяйственной переписи 1899–1912 гг., кыпчаков насчитывалось 169 тыс. человек, в том числе в Кустанайском уезде – 47 тыс. человек (41 % казахского населения), в Омском уезде – 10,7 тыс. человек (28 %), в Павлодарском уезде – 14,8 тыс. (10,3 %), Акмолинском – 10,9 тыс. (6,6 %), в Перовском – 32,9 тыс.(22,5 %), Тургайском – 42,9 (46 %). В целом кыпчаков было 4,5 % от общей численности казахов в Российской Империи.