керей

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из крупнейших племен казахов Среднего жуза. Ураны «Ошибай», «Қаракожа»; тамги (керей тамга), (абак).

Этноним керей восходит к средневековым кереитам, обитавшим в XI–ХIII вв. по берегам рек Онон, Тола и Селенга (Монголия). В 1087–1202 гг. кереиты создали государство, в состав населения которого входили различные тюркомонгольские племена.

Хан кереитов Тогорил и вождь монголов Есугэй (отец Чингисхана) были побратимами, что не помешало войне монголов с кереитами (1198–1202 гг.), закончившейся их разгромом и включением кереитов в состав Монгольской империи.

Кереи сыграли важную роль в этногенезе многих тюркских народов (гэрэ, герей – у татар и башкир, керейит – у ногайцев и каракалпаков и т.д.).

Этимология слова «керей» имеет несколько версий. По Рашид-ад-Дину, оно происходит от слова «кара» (черный), ибо якобы предками племени были 9 черноватых братьев: отсюда караит, кераит. Профессор Березин считает, что имя это происходит от манжурского слова «керен» – «общий»; Г. Потанин – от монгольского хэрэит в значении «вороны». Н. Аристов возводит его к реке Кирей, протекающей на севере Саянского хребта.

Кереи Среднего жуза делились на две основные родовые группы – ашамайлы-керей (от названия тамги «ашамай» – седло для верблюда) и абак-керей (тамга абак – ).

По мнению современных исследователей, первые – потомки разгромленных Чингисханом кереитов. Многие из них, в том числе их ханы, были христианами-несторианцами (что отразилось в начертании тамги в виде креста), бежали на запад и остались кочевать на окраине улуса Джучи. Вторые кочевали вместе с найманами (абак-кереи), частью войдя в их состав (род каракерей). Их кочевья располагались в верховьях Иртыша и в Южном Алтае, куда они продвинулись после разгрома Джунгарии цинским Китаем (1757 г.).

Однако существующие генеалогические предания самих кереев свидетельствуют о более широкой географии исторических путей передвижения племени и тесных этнических связей с племенами Старшего и Младшего жузов.

Так, по одному из них, абак-кереи происходят от Сары-Уйсуна (эпоним одного из древних родов Старшего жуза), от сына которого Карабия родился родоначальник Абак. У Абака было 12 сыновей, ставших основателями главных родовых подразделений этой группы.

В преданиях ашамайлы-кереев проскальзывает воспоминание о выходе их из Младшего жуза.

Эти народные предания подтверждаются и историческими фактами. Известно, что против кереитов, кочевавших в районе Алматы, посылал войска Тимур Аксак. Аймак кереитов был направлен ханом Могулистана Туглук-Тимуром (умер в 1363 г.) для завоевания Мавераннахра. Кереи-ашамайлы играли важную роль в политической жизни Золотой Орды, а после ее распада – в судьбах Ногайской Орды. Не случайно, что в родоплеменном составе каракалпаков, этногенез которых тесно связан с Ногайской Ордой и казахами Младшего жуза, сплошь и рядом встречаются генеонимы кереитов – кереев-ашамайлы, балгалы, балталы, шеруши, жадик, жастабан, меркит и т.д.

Исключительно важную роль кереи (род ширин) играли при дворе Крымского ханства, властители которого, в знак благодарности за поддержку династии, стали добавлять к своему титульному имени специальную приставку – «гирей».

В связи с этим интересно сравнить этноним крымских ширин-кереев («ширин» – «сладкий») с другим названием крупного подразделения ашамайлы кошебе – «шекер керей» («сахарные, сладкие кереи»). Дальнейшего изучения требует интересная проблема выявления взаимосвязи кереев Среднего жуза с кереитами Младшего жуза, и не только, ибо во многих родовых структурах Западного Казахстана ощутимо прослеживается «керейский» этнический пласт.

Возможно, именно на этот более поздний приход кереев в состав Среднего жуза и указывает легенда, приведенная Мусой Чормановым о том, что кереи происходят от незаконной жены родоначальника Среднего жуза – Акжола. И поэтому они должны были прислуживать старшим братьям от законного брака (им якобы предписывалось мести юрту лозой – чиликом, здесь обыгрывается название крупного подразделения рода кошебе – шиликты, имеющего тамгу в виде лозы). Сравните: другим крупным подразделением кошебе является подрод джалаир, а ведь привилегированное положение джалаиров в иерархии тюрко-монгольских племен было определено еще лично Чингисханом. В Старшем жузе до сих пор сохранилось предание, что джалаирам необходимо уступать почетное место в юрте.

Н. Аристов первым обратил внимание на присутствие в структуре абак-кереев рода меркит, который он считает остатком истребленного Чингисханом племени меркит, влившегося в состав кереев.

По данным сельскохозяйственной переписи 1896–1897 гг., кереев насчитывалось 90,2 тыс. человек (в Петропавловском уезде 27,7 тыс. – 38 % казахского населения, в Акмолинском уезде 14,7 тыс. – 8,9 %, в Омске 14,2 тыс. – 30,9 %, в Семее 11,3 тыс. – 9 %, Кокчетаве 8,5 тыс. – 12 %, Кустанае 9,2 тыс. – 7,7 %, Зайсанском уезде 4,6 тыс. – 6 %. В 1953 г. в Алтайском казахском округе Синьцзяна (Китай) было 260 тыс. казахов, главным образов абак-кереев.