Касым-хан

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Касым-хан — правитель Казахского ханства предположительно с 1511 по 1518 годах. При нём Казахское ханство значительно расширилась, подчинив себе обширные территориями Восточного Дешт-и-Кипчака. Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был 10-м потомком Чингизхана, третьим сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана.

Согласно «Тарих-и-Рашиди» и некоторыйх других источников, до своего вступления на престол Касым-султан кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал. Его происхождение, а так же личные качества способствовал усилению его позиций среди степной аристократии. Первоначально султан Касым заключил договор c Мухаммедом Шейбани, узбекским ханом, основателем государства Шейбанидов, закончившееся уничтожением государства Тимуридов в 1499 г. Однако в дальнейшем между ними возникли противоречия из-за присырдаьинских городов, которые могли стать экономической и военной основой государства. В то же время Мухаммед Шейбани претендовал на главенство не только в Маверанахре, но и в Дешт-и-Кипчак. Все это привело к нескольким вооруженным конфликтам. В ходе отражения в 1510 году набега Мухаммеда Шейбани-хана на южные районы Дешт-и-Кипчак, султан Касым, согласно сведениям Мухаммада Хайдара, фактически захватил власть в ханстве, хотя формальным ханом оставался Бурундук-хан, сын Керей-хана, который был изгнан из степи и умер на чужбине в Самарканде.

Гибель Шейбани-хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей Шейбанидов с Тимуридом Бабуром дали возможность казахам установить свое господство над Южным Казахстаном, в том числе захватив самый крупный город Присыдарьи — Сайрам. Кровные связи Касым-хана с Шейбанидами дали знать в критический момент для власти суннитов Шейбанидов после поражения от шиита — сефевидского шаха Исмаила. Согласно новым сведениям, сын Касым-хана Абулхаир[2]пришел с войском на помощь Шейбанидам в 1511 году в битве против иранцев. Абулхаир написал письмо сефевидскому шаху: «Да станет известно шаху Исмаилу-бахадур-хану, что прибыл благовоспитанный султан — сын Касим-хана, падишаха Дешта. Вы поступили храбро, выйдя за территорию границ своих владений. Хан послал меня, чтобы схватить вас, но я ценю смелых людей и не хочу, чтобы отец повесил вас вверх ногами. Вы тоже цените [свою] жизнь и [поэтому] освободите [сей] край и передайте его [узбекским ханам], а сами возвращайтесь в Иран, а не то обрушу на ваши головы землю и всю вселенную. Пощади свою молодость и отстранись от бессмысленной жертвы. Это мой совет, а ты [там] как хочешь [так и поступай]».[13] Но сефевиды одержали победу, а Абулхайр был убит.[14] Политика расширения страны[править | править вики-текст] В 1512 году Касым-хан встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который пытался склонить Касым-хана к продолжению борьбы против Шейбанидов, однако Султан-Саид при этом не добился положительных результатов[12]. В результате установившихся, удачных отношений с правителями Могулистана Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племён откочевала под власть казахских ханов и султанов[8]. Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск — до 300 тысяч[8]. « Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана » — писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против Шейбанидов[8]. Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Великое княжество Московское в правление Великого князя Василия III (1505—1533). Согласно описи царского архива известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном III, однако их характер неизвестен[15]. История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна ещё и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.)[8]. Известен факт, что в 1512 году будущий знаменитый джуйбарский шейх Ходжа Ислам бежал от Бабура и кызылбашей к Касым-хану и довольно долго пользовался его гостеприимством. Однако после того, как Бабур потерпел поражение, а остатки кызылбашей бежали из Мавераннахра, Ходжа Ислам собрался возвратиться в Бухару. В это время от племянника Мухаммад Шейбани-хана, победившего Бабура и кызылбашей, к Касым-хану прибыли послы сватать его дочь за своего хана, утвердившегося тогда правителем Бухары. Касым-хан дал своё согласие и отдал отправляемую в Бухару дочь под попечение Ходжи Ислама, который тогда и вернулся на родину.[16] Смерть Касым хана[править | править вики-текст] Согласно Мухаммаду Хайдару Дулати Касым-хан умер в 924 году хиджры (1518 год) [источник не указан 1736 дней]. Гаффари в «Джахан-ара» и Хасан бек Румлу сообщают год смерти — 930 год хиджры то есть в 1523—1524 гг.[6][17]. Согласно В. В. Трепавлову Касым хан умер в 1521 г.[18]. Согласно другим данным он умер зимой 1521 года в возрасте семидесяти шести лет[8]. По словам автора начала XVII в. Кыдыргали Косын улы Жалайри, Касым хан скончался в г. Сарайчике, на берегу реки Урал. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов[3]. Перед смертью Касым хан вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему: « — Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас! » После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник и сын Касым хана Мамаш — хан[8]. Потомки[править | править вики-текст] Известны имена трех сыновей Касым хана — Мамаш и Хакназар. Оба были ханами[3]. Третьим был Абулхаир, погибший от рук иранского шаха Исмаила в 1511 году.[14] Характеристика[править | править вики-текст] Касым хан, по отзывам современников — Камал ад-дин Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Мухаммада Хайдара Дулати — любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой[3]. Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда[8]. « — Если будет так продолжаться, — думал Касым хан, — то казахов постигнет участь моголов и Шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам.[8] » И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а также выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе — определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе — освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвёртая глава — посвящена вопросам дипломатической службы и её этики. (Посольский закон — обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д. (Закон общественности)[8]. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон — свидетельство справедливости и поэтому носит название «Касым ханнын каска жолы» («Доблестный путь Касым хана»)[8] (по другой версии «Чистая дорога хана Касыма»).