Самый многочисленный ру

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Издательское агентство «Zakon.kz» опубликовала 10.01.2014 г. на принадлежащем ей сайте zakon.kz статью под названием «В соцсетях подсчитали численность казахских родов: самый многочисленный - это Аргын». Статья немедленно была перепечатана на нескольких казахстанских сайтах, так что найти и прочитать как саму статью, так и многочисленные комментарии к ней не проблема.

Состав казахов по племенам и этно-социальным группам

Мнения комментаторов можно объединить в три больших группы. Первые, вооружившись калькулятором, убедились, что цифры не стыкуются между собой, и, следовательно, все это чушь. Вторые заявляют, что это провокация, призванная разделить народ. А третьи или радуются за свой многочисленный род, или проклинают «ненасытных, плохих, омерзительных» казахов, которые имели неосторожность родится не в том ру.

Как вы понимаете, авторы справочника, посвященного родоплеменному составу казахов, путь даже на рубеже XIX-XX веков, не могли остаться в стороне от этой тему. Но мы ученые, а не журналисты или политиканы, поэтому хотелось бы из разгоревшейся дискуссии извлечь рациональное зерно. Поэтому, поскольку цифры были до боли знакомы, мы их сверили с нашими данными и оказалось, что автор материала «ИА Zakon.kz» не стал себя утруждать реальным исследованием, а вставил в свою таблицу цифры, найденные всевидящим гуглом или подслеповатым яндексом . При этом, по-видимому, он даже не читал сопровождающий их текст. А если бы читал, то понял, что эти цифры являются последними статистическими данными о численности того или иного родового подразделения и относятся к рубежу XIX — XX веков.

Мы представили эти данные, с учетом некоторых уточнений, в виде круговых диаграмм:

  1. Доли жузов и социальных групп ;
  2. Доли племен в Старшем жузе ;
  3. Доли племен в Среднем жузе ;
  4. Доли поколений в Младшем жузе ;
  5. Доли племен в поколении алимулы в Младшем жузе ;
  6. Доли племен в поколении байулы в Младшем жузе ;
  7. Доли племен в поколении жетиру в Младшем жузе ;
  8. Доли племен в Младшем жузе ;
  9. Доли племен и социальных групп в целом среди казахов .

Информация о родоплеменном составе казахов собиралась царской информацией не из пустого любопытства. Дело в том, что в отличие от областей Средней Азии с оседлым населением, в Казахстане отсутствовала частная собственность на землю и воду, а была родовая собственность. У каждого племени были не только собственные летние и зимние пастбища, но и собственные пути перекочевок. Это было связано с тем, что в условиях аридного климата, характерного практически для всей территории Казахстана, единственным способом ведения хозяйственной деятельности в до индустриальную эпоху было кочевое экстенсивное скотоводство. Поэтому для снижения негативного влияния на степь выпаса скота и была придумана и достаточно жестко поддерживалась система миграций родов.

После установления протектората Российской империи над Казахстаном, местная администрация принимала в расчет особенности хозяйственной модели кочевников. Это видно по тому, что именно благодаря землемерам мы сейчас имеем тот объем знаний о родоплеменном составе казахов, который имеем.

Но политика Столыпина П.А переселения русских и украинских крестьян из переселенных губерний на восток, в Сибирь и Казахстан, привела к росту напряженности в отношениях между оседлым населением и кочевниками. Естественно, что прибывавшим в степи северного и восточного Казахстана крестьянам, администрация выделяла самые пригодные для землепашества земли, которые были лучшими пастбищами, отобранными у казахов. При этом не принималось в расчет, что излишка пастбищ у казахов нет, а те что есть уже задействованы в хозяйственном обороте. Именно аграрная политика царизма и послужила одним из поводов к казахскому восстанию 1916 года.

После революции большевики, подавляющее большинство которых мыслило на местечковом уровне и никогда не сталкивались с такими тяжелыми климатическими условиями, продолжили, по сути дела, аграрную политику царя. Вдобавок ко всему, увеличение энерговооруженности земледелия позволило в 50-е годы начать освоение целинных и залежных земель. Как следствие такого подхода стала ветровая эрозия, суховеи и опустынивание больших площадей. Ставка на коллективизацию и индустриализацию, без учета особенностей и менталитета, подорвала система хозяйствования казахов, что привело к маргинализации общества, потери преемственности.

Более того, социальная политика и коммунистическая идеология были направлены на забвение всех сведений о родоплеменном составе казахов как о чем-то отсталом и реакционном. В следствии этого сегодня многие молодые люди не знают ни своей родословной, ни истории своего рода.

После обретения в 1991 г. государственности, в Казахстане робко, но все-таки началось, восстановление по крупицам утраченных знаний о родовых отношениях. Тем не менее государственный аппарат, сформировавшийся под влиянием системы советских табу, достаточно активно препятствует открытому обсуждению родовой принадлежности, особенно в отношении политических руководителей и высокопоставленных чиновников. Вместо одной новой общности — «советского народа», выдвигается другой идеологически выхолощенный образ — «казахский народ». При этом исподволь официальная идеология пытается продолжать внедрять в сознание реакционность и отсталость знания своей родовой принадлежности. Особенно это заметно на примере городской казахской молодежи, достаточно почитать комментарии к указанной в начале статье.

Но вернемся к теме статьи. Было бы самое простое для выяснения родоплеменного состава казахов при очередной переписи населения включить в анкету и вопрос о племенной и жузовой принадлежности казахов. Но мне кажется, что власть испугается обвинений со стороны «голубой» Европы и «демократичной» Америки в насаждении трайбализма в нашем обществе. Поэтому предлагаю Вам проголосовать за свое племя или этно-социальную группу. Поскольку у всех казахов достаточно одинаковые социальные, материальные и информационные условия, то с высокой вероятностью мы сможем на выборке из нескольких тысяч добровольцев выяснить, а сколько же процентов от общего числа казахов составляю аргыны .