Предисловие авторов

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Выдающийся русский ученый-востоковед Н.А. Аристов, чьи фундаментальные научные разработки положили начало целенаправленному и глубокому изучению этногенеза казахского народа, совершенно справедливо отмечал, что историю любого кочевого в прошлом тюркского народа невозможно увидеть в полный рост, не узнав досконально историю каждого отдельно взятого этнического компонента — племени, рода, входящих в его состав.

Эти слова во многом сохраняют свою актуальность для всех и в наши дни. Ведь, несмотря на то что за последнее столетие этнографической наукой накоплен в этой области знаний огромный опыт и сделано немало открытий, информация о них разбросана в безбрежном море специальной научной литературы, охватить которую и сложить воедино подчас не под силам не только рядовому читателю, интересующемуся прошлым своего народа (племени, рода), но даже и специалисту.

Единственная научная работа, которая могла бы еще служить своеобразным «путеводителем» по лабиринту казахских родословий, — монография известных отечественных ученых-этнографов В.В. Вострова и М.С. Муканова «Родоплеменной состав и расселение казахов в конце XIХ — начале XX вв.», к настоящему времени давно уже стала библиографической редкостью. Изданная в 1968 г. ничтожно малым тиражом, она, к сожалению, больше не переиздавалась (здесь будет уместным напомнить и то, что в памятные годы перестройки эта книга была подвергнута «остракизму» со стороны власть предержащих как один из «пагубных» источников, способствующих росту проявлений «националистических настроений» в обществе).

Издание настоящего справочника, по задумке его авторов, призвано восполнить эту образовавшуюся лакуну. Вместе с тем следует особо оговориться, что главная цель его более чем скромна — попытаться наметить, хотя бы в мозаичной форме, контуры сложной и не всегда до конца проясненной картины этнического формирования основных компонентов казахского народа, корни происхождения которых тянутся в глубь веков, далеко перешагивая за временной рубеж 1460-х годов (к которому принято относить образование первого казахского ханства и казахской народности) и иногда уводя нас в иные географические координаты. Именно из этих фрагментов, как из кусочков драгоценной смальты, и складывается в совокупности величественная и развесистая крона родословного древа — шежире, одного из крупнейших и значительных народов тюркоязычного мира, каким являются казахи.

В справочнике собраны и систематизированы данные почти обо всех казахских племенах прошлого и входивших в них родовых подразделениях (всего более 430 этнонимов). Эти данные приводятся по определенной схеме:

  • наименование союзов, объединений племен, племен, родов, их подразделений дается в алфавитном порядке и в написании, принятом в русском языке;
  • указываются ураны и тамги племен;
  • происхождение (этногенез) и краткая этническая история (в статьях по основным племенам и крупным родовым подразделениям;
  • для мелких родовых ячеек указывается лишь принадлежность к определенному роду);
  • приводятся народные генеалогические предания (шежіре) и их интерпретация;
  • указывается численность, по данным переписи казахского населения в дореволюционный период.

К сказанному хотелось бы добавить, что в статьях справочника используется и личный полевой материал одного из авторов по народной генеомике, накопленный за годы работы в этнографических музеях Алматы, и порой излагаются собственные взгляды на происхождение отдельных структурных подразделений казахского традиционного общества.

Считаем необходимым упомянуть и еще об одном важном моменте, касающемся использования в справочнике терминологии по классификации этнических групп и их делений. Это относится, прежде всего, к терминам «племя» и «род», употребление которых может ввести в заблуждение читателя, не знакомого с этнографической литературой. Речь идет не о «племени» и «роде» доклассового «родового» строя, а их пережиточных формах, трансформировавшихся в принципиально иной социальной сущности в кочевом феодальном обществе. Поэтому эти обозначения используются как условные научные термины. Не случайно, что у казахов, как и других кочевых тюркоязычных народов с родоплеменной организацией, пережиточный характер последней особенно прослеживается в нечеткости и неустойчивости терминов для обозначения племени и его подразделений. Основным, как бы универсальным, был термин «руу» (на казахском яз. — семя, род и племя вообще). При характеристике родоплеменной структуры информаторы для определения племени употребляли именно этот термин, лишь изредка — тайпа (араб. — племя, род). Для обозначения подразделений рода иногда употреблялись термины «ата» (отец, родоначальник), «топ» (группа), реже «аулед» (араб. — дети, потомки) и «тухум» (араб. — плод, семя). Последний термин чаще всего использовался для определения низовой семейно-родовой группы. Как правило, главным отличительным признаком этих подразделений рода являлось наличие экзогамии (т.е. запрет браков между их представителями). Поэтому считаем необходимым еще раз подчеркнуть условность используемых в справочнике терминов (поколение, племя, род, подрод и т.д.) и отсутствие такой четкости родоплеменного членения в действительности.

Интересен и термин «жуз», воспринимаемый многими как понятие «сотня». По В.В. Вострову и С.М. Муканову, слово «жуз» происходит от арабского «джуз» (часть, ветвь) и означает «часть» единого народа, «связанного многими элементами географической, политико-экономической, языковой и культурной общности». Иногда в устных генеалогиях термин «жуз» подменяется термином «арыс» («Ак-арыс», «Жан-арыс» и «Бек-арыс»). Происхождение этого термина (означающего буквально «дышло», «оглобля») очень древнее и возводится к Чингисхану. Так, согласно «Тайной истории монголов», Чингисхан передал Ван-хану кереитскому: «Мы с тобой что две оглобли у кибитки», т. е. два столпа древнемонгольского государства.

В заключение в продолжение разговора о главной концептуальной идее настоящего справочника имеет смысл ответить и на вопросы, которые вполне могут возникнуть у некоторых читателей: «А нужно ли знание родословных нашему современнику? И более того, не будет ли служить такое знание росту нездоровых тенденций и проявлений местнических настроений?» На эти вопросы хотелось бы ответить прекрасными строками из книги «Казахи» (т. III, «Генеалогия»), выпущенной Министерством образования РК в 1998 г.: «Шежiре для казахского народа играет важную социальную и морально-психологическую роль как метод познания, являясь, в сущности, его национальным самопознанием и самосознанием. И главное здесь состоит не в том, чтобы разделять людей, а, напротив, в том, чтобы их объединять и дать им почувствовать значимость их национального единства через понимание общности происхождения и становления кровнородственных и племенных связей, приведших к образованию казахской народности и нации. Важно осознать свою национальную принадлежность и поднять национальный дух, связывающие каждого с его народом, интересами и идеалами общественного развития казахского народа, а не просто определяющие его принадлежность к отдельному аулу, роду или жузу».