телеу

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из казахских племен поколения жетыру Младшего жуза. Ураны «Тулпар», «Аргымак», тамги, , .

Впервые о жетыру писал А. Левшин: «Малая Орда состояла прежде из сильного племени алчин и 7 малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродское – телеу, джагалбайлы, табын, тама, кердери, кереит, рамадан». Подробные «числовые» по названию родовые объединения известны у кочевников с древности: у половцев – «еты-оба» (етобичи, четеевцы в русских летописях, едисанцы – у ногайцев).

Этноним телеу исследователи возводят к древнему роду теле, который в VI в. входил в состав тюркского каганата и стал известен тем, что возглавил восстание алтайских тюркских племен, ликвидировавшее жужжанское господство в 552 г. Осколки древнего племени теле впоследствии вошли в состав казахов, башкир, каракалпаков, алтайцев и других современных тюркоязычных народов.

Согласно родословным казахов Младшего жуза, племя телеу является старшим в иерархической лестнице поколения жетыру, поскольку его родоначальник Телеу родился от байбише легендарного Алау-батыра (его лакаб – Аргымак, стал ураном племени), а все остальные шесть его братьев – соответствующие эпонимы племен жетыру от второй и третьей жен.

Основные родовые подразделения: ажиахмет, керейил, ногай, самат.

Сопоставление этих родовых эпонимов с аналогичными названиями родов соседних тюркоязычных народов и существующими у них устными преданиями позволяет во многом прояснить этническую историю и племени телеу. Так, ближайшими сородичами казахских телеу является каракалпакское племя муйтен, в составе которого имеются роды теле и самат. Племя муйтен известно тем, что его представители стали создателями знаменитого эпического сказания о сорока девушках-амазонках, в котором С. Толстов увидел «отголосок массагетского эпоса о царице Томирис».

Любопытно, что этот же авторитетный ученый связывает название другого крупного рода муйтенов – Кентенау, с кидаритско-эфталитской этнической средой Приаралья, сводя его к топониму Наукерде («Новый город», то же значение в сочетании «Кент-е Нау», или в тюркском звучании Янгикент) и в конечном итоге к названию страны – Кердер («Страна городов»), откуда берет начало название другого племени жетыру – кердери.

Далее, в легендах муйтенов, по мнению исследователей, наиболее силен ногайский пласт, свидетельствующий о том, что муйтены в известный период жили в Западном Казахстане и в степях Восточной Европы. Известно предание муйтенов о своем первопредке Муйтене (от персидского муй – «шерсть» + тан – «тело», т. е. «покрытый шерстью») и его путешествии в царство двух пери, происхождение которого некоторые исследователи возводят к библейской легенде о Исаве (семитское – «волосатый»). Однако, на наш взгляд, этот персонаж правомернее соотносить со знаменитым героем казахско-ногайского эпического цикла – Баба Тукты Шашты Азизом, предком основателя Ногайской орды – Едиге бия.

Интересно, что у башкир род телеу входит в племя табын-башкир, что еще раз свидетельствует о близком родстве казахских телеу и табынов, и общности их исторических судеб. Кстати, и название четвертого родового подразделения племени телеу – керейлы перекидывает «мостик» к родственным им кереитам и далее – к кереям Среднего жуза и кереитам эпохи Чингисхана.

Из данных сельскохозяйственной переписи населения дореволюционного Казахстана следует, что численность жетыру составляла 342 тыс. человек, в том числе 88 % казахского населения Актюбинского, 31,4 % Уральского, 30 % Кустанайского, 17 % Темирского, 15 % Перовского уездов, всего около 9,2 % от числа казахов Российской Империи.