табын

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из крупных племен казахов Младшего жуза, входящее в поколение жетыру. Уран «Тостаган», тамги (тостаган), (косеу), (тарак).

Этноним табын восходит, по мнению одних исследователей, к слову «табынау» – служить, поклоняться, по мнению других, – к монгольскому «пять» (табун), числительные часто используются в тюрко-монгольской этнонимике.

Анализ табынских тамг (у них есть еще внутриродовые тамги , , ) показывает их большое сходство с тамгами Старшего жуза, особенно дулатским. Не случайно, что у родственных казахским табынам табынов-башкир одним из «прародителей» считается легендарный Майкы-бий – этноним Старшего жуза, куда входят дулаты. Поэтому некоторые ученые считают, что дулаты стали ядром казахских и башкирских табынов.

Монгольское завоевание Семиречья (1218 г.), по их версии, увлекло часть дулатов на запад, где сложился новый союз 5 племен дулу, получивший наименование в монгольском варианте «табун». В XVI–XVII вв. союз разделился на казахских и башкирских табынов, включивших в свой состав разные компоненты, но сохранивших общее начертание тамг и родословную от Майкы-бия.

Вместе с тем, по нашему мнению, проблема происхождения табынов, если внимательно присмотреться к устным родословным, представляется более сложной и не ограничивается «дулатским» следом. Рассмотрим самые распространенные из них.

Так, по одной из генеалогий, родоначальник племени Табын (как и его единоутробный брат Тама) родился от третьей жены Алау-батыра, сына эпонима Младшего жуза – Алшына. Своим трем сыновьям Табын оставил в качестве символического наследства три вещи: тарту (косеу) – кочергу, тарак – гребень и шомыш – ковшик. Потомки этих трех сыновей Табына получили прозвища по этим трем предметам: косеули, таракты (жаманкерей), шомышты (бозым) и имели соответствующие тамги: (косеу), (тарак) и (шомыш). «Прочтение» этой народной легенды, выпавшее из поля зрения исследователей, возможно, и является главным ключом к разгадке этногенеза табынов.

Во-первых, рождение Табына и Тама от младшей жены Алау-батыра указывает, по всей вероятности, на позднее вхождение этих двух крупных родов в союз племен жетыру, а также их близком этническом родстве. Бесспорное происхождение тама от средневековых кыпчаков дает основание для вывода о кыпчакских корнях происхождения ядра табынов. Весомым аргументом в пользу такого нашего предположения является тамга родовой группы косеули . Сравни, у каракалпакского племени кыпчак имеется точно такая же тамга (алип), а ураном служит древнекыпчакское слово «токсаба».

Далее, название и тамга родовой группы таракты подводят нас к племени Старшего жуза джалаир (таракты-джалаир) и роду тараклы каракалпакского племени кият (из этого рода происходил сам Чингисхан). Как известно из этнографических источников, в родоплеменной структуре каракалпаков кияты находились в парной связи с племенем ашамайлы, ведущим свое происхождение от средневековых кереев.

Поэтому вызывает интерес имя одного из основных родоначальников казахских таракты-табынов – Жаман-керей, по всей вероятности, указывающее и на керейскую линию этногенеза табынов. Явные керейские корни обнаруживаются и в третьей родовой группе табынов – шомышты. У каракалпаков род с аналогичным названием «шомышли» входит в племя балгалы (сравни, балгалы – крупный род кереев Среднего жуза).

Здесь уместно вспомнить некоторые родословные кереев, выводящие их происхождение из Младшего жуза, куда они пришли из Старшего жуза во время образования Казахского ханста. Не менее примечателен и факт деления родственного табынам племени рамадан на две родовые группы: балгалы и шомышты. Все эти данные, несомненно, свидетельствуют о неоднородности этнических компонентов, участвовавших в сложении племени табын, что явилось результатом сложных политических и этногенетических процессов, происходивших в Дешт-и Кыпчак послезолотоордынского времени.

По сельскохозяйственной переписи 1898–1910 гг., табынов насчитывалось 103 тыс. человек, в том числе в Актюбинском уезде – 36,7 тыс., Уральском – 36,1 тыс., Темирском – 17 тыс., Перовском уезде – 11,5 тыс. человек.

Комментарии  

0 # sapna 17.09.2014 15:28
Чингисхана весь мир боялся и сейчас но он помог казахов найманов и аргынов. Очень умный и он похож на казахов по крови. Многоженства и без различия страданиям других народов. Его цель настойчивость привело завоевание земель кто попадался под его лапы. Уничтожал людей, но и без этого не был бы как у нас сейчас чтоб его помнили весь мир.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать