ногай-казак

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.»
Астафьев И.В. Алматы Казахстан E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Этническая группа, входившая в прошлом в родоплеменную структуру казахов Букеевского ханства, Уран «Оразакай», тамги: (копшік тамга), (абак), (дуашык), (костамба), (казан-кулак).

Букеевское ханство образовалось по указу царского правительства в 1801 г. на опустевших после ухода калмыков землях между Волгой и Уралом. Первые известия о ногай-казаках относятся к 1829 г. Тогда же в источниках приводятся наименования его четырех основных родовых подразделений: кояс, уйсун, костамбалы и казан-кулак.

О происхождении ногай-казаков и истории их вхождения в состав букеевских казахов в научной литературе существует несколько точек зрения, значительно различающихся между собой, но единых в том, что ногай-казаки – пришлое племя, имеющее ногайские корни. Н. Аристов считал их частью так называемых кундровских татар – ногайцев, переселенных с Кубани в низовья Волги торгоутским ханом Дундук-омбо в 1740 г.

А. Харузин видел в них потомков беглых ногайцев, подвластных российским властям и кочевавших ранее в степях Оренбуржья.

В. Шахматов называл их осколком Большой Ногайской Орды, обосновавшимся в казахском Младшем жузе и перешедшим затем вместе с казахскими родами за Урал.

Имеется версия и о среднеазиатском происхождении ногай-казаков, вернувшихся на Эмбу после падения Аштарханидской династии в Бухаре и включенных Абулхаир-ханом в состав племени берш.

Как нам кажется, каждая из этих интересных версий все же имеет свои изъяны. Так, ни одно из вышеприведенных родовых названий ногай-казаков не совпадает с этнонимами кундровских татар. Трудно увидеть в них и потомков Больших Ногаев, каким-то образом не растворившихся в казахском этническом массиве и сумевших сохранить свою самоидентичность. Достаточно напомнить историческую судьбу ногайских племен Алтыульской Орды, влившихся в состав Младшего жуза. (Тот же А. Харузин отмечал, что ногай-казаки еще в середине XIX в. заметно выделялись среди казахов Букеевского края некоторыми своими чертами физического облика и даже «поведенческими» установками, особенностями костюма и тем, что хоронили своих покойников на отдельных кладбищах).

Вызывает сомнение и версия о «бухарских» корнях их исхода, ибо наверняка более чем полуторастолетнее пребывание в Средней Азии неизбежно наложило бы отпечаток на традиционную культуру и язык ногай-казаков, что никем из исследователей не отмечалось. Напротив, уместно отметить, что в разговорной речи старшего поколения ногай-казаков и до наших дней проскальзывают кавказско-ногайские языковые рудименты, как-то: «отпек» – хлеб, «ыннкаль» – куски теста, «шомака» – половник и некоторые другие.

Вместе с тем, как представляется, более пристального внимания заслуживают родовые предания самих ногай-казаков, сохранившихся до наших дней, главным образом, в памяти потомков правящей фамилии этого племени – клана Чумбал-Ниязовых (шомбал нияздын тукумы), относящихся к роду кояс (подрод оразакай). Надо сказать, что название этой семейно-родственной группы («тукума») происходит от имени реального Нияз-бия и его сына Чумбал-бия, часто фигурирующих в архивных документах царской колониальной администрации: первый был родоправителем ногай-казаков при Букей-хане, второй входил в число 12 ханских советников Джангир-хана.

Так, по одному из этих преданий, ногай-казаки являются потомками «ногаев, бежавших с Сакмары» («сакмардан кашкан ногай»; где же находится Сакмара, информаторы затрудняюся ответить). Во втором – фигурирует имя одного из родоначальников коясов – Оразакая, деда Нияз-бия, который якобы воевал с «русскими аскерами» где-то на «Кейкапе» и затем, опасаясь мести с их стороны, увел свое кочевье к казахам на Эмбу.

Оба этих предания, несмотря на фрагментарный характер, интересны тем, что в них отчетливо проецируются вполне реальные события, хорошо известные по историческим источникам.

Первое из них, по всей вероятности, является отголоском трагического события конца XVI в. – кровавого братоубийственного побоища на берегу р. Сакмары (ныне Оренгбургская область РФ), расколовшего ногаев на две части (у Ч. Валиханова: «когда сто тысяч ногайцев взволновались, когда Урмамбет-бий умер и самые черные леса загорелись») и вызвавшего бурные миграционные передвижения их племен и родов на всем пространстве Дешт-и Кыпчака.

Во второй легенде, возможно, нашли отражение более близкие по времени события, связанные с поражением объединенного народного ополчения ногайцев Северного Кавказа (в предании «Кейкап») в сражении с регулярной армией Суворова в районе Кременчуга (1783 г.) и напрямую объясняющие причины появления ногай-казаков в казахских степях.

Не исключен и другой вариант этого появления. Известно, что ногайцев, захваченных в плен при Кременчуге, по указанию Потемкина, переселили в Крым и Кара-Ногай, а небольшую часть самых непримиримых отправили на поселение в Оренбург. По-видимому, какой-то группе из числа последних и удалось бежать на юг к казахам, что делает тогда версию А. Харузина наиболее близкой к истине, если он не основывался на общеногайской легенде о бегстве с Сакмары.

В пользу выдвинутого нами предположения говорит и тот факт, что родовые этнонимы ногай-казаков, встечающиеся по отдельности в составе самых различных групп ногайцев от Прикаспия до Бессарабии, в совокупности обнаруживаются лишь в местах расселения плененных Суворовым ногайских повстанцев-муджахидов.

Так, например, в списках родового состава ногайских аулов Нефтекумского (бывшего Каясульского) района Ставропольского края (по данным известного ногайского этнографа Р. Кереитова) постоянно вместе перечисляются роды кояслы, костамбалы, казанкулак и уйсун, т.е. основные родовые подразделения букеевских ногай-казаков. Здесь же отмечены небольшие летние аулы под названиями Костамгалы, Оразакай, Казанкулак-Уйсун, Уйкен борик уйсун, Караторы уйсун.

Примечательно, что, по свидетельству этого же исследователя, первые три из перечисленных им родов относили себя к кыпчакскому «кубу» (поколению), уйсуны же относились к «сарай кубу», т.е. к кубу «дворцовых» (что, возможно, указывает на их происхождение из «тахта еля» – ядра золотоордынского государства, сконцентрированного вокруг его обеих столиц – Сараев, в XIII–XIV вв.).

Кыпчакское происхождение основной массы ногай-казаков, по всей вероятности, и стало основой легенды о их вхождении в состав племени берш Младшего жуза, которое, как известно, также происходит от кыпчаков (в некоторых работах современных казахских исследователей род ногай-казак ошибочно причисляется к племени берш как одно из его родовых подразделений).

Интересно отметить в этой связи, что тамга рода костамбалы аналогична тамге кыпчаков Среднего жуза, в структуре которых встречается и название двух его подродов – жауар и туркпен.

По данным сельскохозяйственной переписи, к концу XIX в. в Букеевском крае численность ногай-казаков составляла свыше 5 тыс. человек.