кете

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из основных племенных подразделений казахов Младшего жуза, входящее в поколение алимулы. Ураны «Майлыбай», «Токкожа», тамги, .

Исторически алимулы восходят к Алтыульской Орде, образовавшейся в XVI в. на территории Южного Приуралья и Западного Казахстана в результате распада Ногайской Орды.

Вместе с тем первые сведения о кете, согласно историческим источникам, относятся к XII в., где они упоминаются в числе 18 племен, подвластных киданям (кара-китаям), которые в 1120 г. под главенством Елюй-Даши приняли участие в походе на государство Караханидов.

Правда Н. Аристов, ссылаясь на труды зарубежных востоковедов, пишет, что «род ките напоминает народ хити, который вторгся в Капподокию и Северную Сирию тысячи за две лет до Р.Х.», а оттуда – в Индию, откуда под натиском брахманизма удалился в Сибирь, на Енисей. Однако ниже он отвергает эту гипотезу как явно фантастического характера. Г. Грум-Гржимайло считал, что кете – смешанного происхождения от динлинов арийцев) и тюрков, от угро-финнов и алтайцев. Мубарек-шах относил их к тюркам.

Столь же противоречивы мнения об этимологии слова «кете». Одни выводили его от древнетюркского «ketu» в значении «безрукий», другие – от санскритского названия планеты – «ketu». М. Тынышбаев относил его происхождение к названию реки Кеть, протекающей вблизи г. Ачинска, в Восточной Сибири. В этой связи интересно обратиться к устным народным генеалогическим преданиям, объясняющим происхождение племени и его этноним.

Большинство народных легенд возводят этноним племени к его мифической прародительнице – Кете-бике (в данном случае Гити, Кити – распространенное женское имя на мусульманском Востоке, идущее от персидского «гити» – «вселенная», «бике» – тюркский титул знатной женщины). Кете-бике сначала была женой Байсары, сына Каракесека, после его гибели она по праву левирата становится женой его брата Алима, а после его смерти – женой третьего брата Шомена.

От Байсары у нее рождаются Бозаншар и Майлыбай (уран племени), от Алима – Тойкожа (второй племенной уран), а от Шомена (Шомекея) – Туменкожа. Потомки Кете-бике от трех мужей и составили племя «уш танбалы Кете» («трехтамговых кете»).

Имеется и другая народная этимология слова «кете». Старший сын Кете-бике (от Байсары), попав в семью многодетного Алима, постоянно подвергался обидам со стороны сводных братьев. Поэтому он постоянно жаловался своей матери «кетемін, кетемін» (эквивалентно русскому «уйду куда глаза глядят»), откуда и получил прозвище «кете».

Эти предания интересны тем, что определяют не только статус племени в системе родового деления поколения алимулы, но и иерархическую лестницу родов, существующих внутри племени. Родовая структура племени кете состоит из следующих подразделений: караш (аккете) – потомки Тойкожи, бозанжар (каракете) – роды, идущие от Бозанжара, и томпак – потомки Туменкожи. Поскольку один из сыновей Кете-бике – Майлыбай остался бездетным, его сородичи, чтобы сохранить память о нем, избрали его имя в качестве общеплеменного урана.

Небезынтересно имя одного из основных предков племени кете – Бозанжара (с которым, по одной из легенд, связывается происхождение этнонима кете). Так звали и конкретное историческое лицо, игравшее большую роль в политической жизни Узбекского ханства при правлении Абулхаир-хана (1428–1468 гг.), а именно могущественного бека киятов Бозанджара. К слову, у кереитов Младшего жуза есть первопредок с таким же именем – Бозанжар, сын Аксакала, в войске которого, как известно, было значительное количество кереитов. И что примечательно: если взглянуть на родоплеменное деление близкородственных казахам Младшего жуза каракалпаков, то обнаружится, что кияты и ашамайлы (потомки средневековых кереитов, имеющие тамгу «аша» – ) находятся в парной связи, свидетельствующей об общности их исторических судеб (одна из основных тамг кете – ).

По данным сельскохозяйственных переписей 1896–1911 гг., численность алимулы составляла около 350 тыс. человек, или 9,4 % казахского населения Российской Империи. В том числе алимулы составляли 87,7 % казахов Иргизского, 60,2 % – Темирского, 84,7 % – Казалинского уездов, 54 % – Амударьинского отдела (современные Каракалпакия, Узбекистан) Сыр-Дарьинской области.