карасакал

«Родоплеменной состав казахов конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник.», ,
Астафьев И.В., Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Моб. тел.: +7(777)-210-40-66 Кукашев Р.Ш.

Одно из племен казахов Младшего жуза, входящее в поколение алимулы. Уран «Алдажар», тамги, , .

Первое упоминание о племени относится к 1748 г. и принадлежит М. Тевкелеву. Приводя описание родоплеменного состава Младшего жуза, он пишет, что этот жуз составляет «сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, т.е. каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляет шесть родов,а именно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал».

Алимулы исторически восходят к улусу Джучи, а после его распада – к Алтыульской Орде, образовавшейся в XVI вв. на территории южного Приуралья в составе Ногайской Орды, о чем свидетельствуют народные генеалогические предания и эпические сказания о «ногайлинских» временах и событиях. Подразделение алимулы играло активную роль в политической жизни первых Казахских ханств и в последующей истории Младшего жуза Казахстана.

Как говорится в одной из наиболее распространенной родословной легенде, родоначальниками племени карасакал являлись дети Алима (этноним поколения алимулы) – Айнык и Тегенполат (иногда Тогенбулат). Айнык умирает молодым, оставив вдову с малолетним сыном Сарбасом, которая по закону аменгерства переходит в жены его брату Тегенполату. Поскольку Айнык при жизни из-за густой черной бороды получил прозвище «Карасакал» («Чернобородый»), этот лакаб перешел на потомство его сына Сарбаса и его двух двоюродных братьев, сыновей Тегенполата – Пусырмана и Шунгыра, став племенным обозначением – «Уш карасакал» («Три чернобородых»). Отсюда основными родовыми подразделениями племени были следующие: айнык и тегенболат.

Это бесхитростное предание с приведением имен основных родоначальников, по нашему мнению, дает повод для проведения хотя бы схематической реконструкции этногенеза племени. Прежде всего, обращают на себя внимание имена двух основных родоначальников – Айнык и Тегенбулат. Имя первого нетрудно сопоставить с эпонимом айнны (анны, айлы), встречающемся в родоплеменной структуре многих кочевых тюркских народов Центральной Азии, происхождение которого ряд исследователей, вслед за башкирским ученым Р. Кузеевым, возводят к огузской среде.

Видимо, опираясь на эту гипотезу, современный санкт-петербургский этнограф Ю Евстигнеев прямо выводит корни карасакалов из туркмен-эрсари. Однако, как нам кажется, вывод этот несколько поспешен. Гораздо перспективнее в этом плане представляется обращение к генеологическим преданиям рода анны, входящего в структуру каракалпакского племени ктай. Род анны считает своим предком некоего выходца из казахского племени шомекей, изгнанного за какие-то преступления из родных краев и бежавшего к каракалпакам, возглавляемым легендарным Орманбет-бием. Род анны считается у каракалпаков одним из древнейших в составе племени ктай. Если вспомнить, что этническая история средневековых кара-китаев (киданей) тесно соприкасается с историей найманов, нетрудно вывести происхождение рода анны из найманской среды. И более того, в одной из родословных схем найманов Среднего жуза (по нисходящей линии от Сугирши) встречается крупный род кытай, в подразделении которого каракерей имеется небольшой род ерсары.

Интересно, что своими главными родоначальниками кытай-найманы называют Окиреша и Тегенполата. Подтверждением выдвинутой нами найманской версии происхождения племени карасакал убедительно свидетельствует и тамга карасакалов – , считающаяся общенайманской тамгой.

Р. Кузеев в вышеупомянутой гипотезе указывает, что род айнны существует у узбек–туркменов Нураты, каракалпакские анны считают своей праматерью пленную туркменку-йомудку, башкиры-айле – из огузско-туркменской среды. Интересно и прозвище казахского Айныка – Карасакал, возможно, указывающее на его более южный антропологический тип. Поэтому то нельзя не признавать древние наймано-огузские связи (сегиз найман = сегиз огуз) и интенсивные этнические контакты и перемещения тюркских племен, происходившие в эпоху монгольского владычества и образования новых феодальных государств.

В 1898–1912 гг. (данные сельскохозяйственной переписи) алимулы составляли 87,7 % казахского населения Темирского уезда (современная Актюбинская область), 84,7 % Казалинского уезда, 54 % казахского населения Аму-Дарьинского отдела (современные Каракалпакия, Узбекистан) Сыр-Дарьинской области Российской Империи. Всего в пересчете на 1897 г. алимулы составляли свыше 352 тыс. человек, или 9,4 % всего дореволюционного казахского населения.